Роман Лункин. Безумные ради Христа. Верховный суд РФ отменил решение Хабаровского краевого суда о ликвидации пятидесятнической церкви «Благодать»

5 Июля 2011

Государству, как и в советское время, иногда легче признать верующих сумасшедшими, приходится доходить до самых высших инстанций, чтобы доказать свою правоту и то, что подозрительное отношение правоохранительных органов к инаковерующим противоречит Конституции, Закону о свободе совести и просто здравому смыслу.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ 5 июля отменила решение Хабаровского краевого суда о ликвидации пятидесятнической церкви «Благодать» и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Кроме того, коллегия отказалась признать в качестве соответчиков и третьих лиц членов Церкви «Благодать» и ее учредителей, права которых оказались бы нарушенными в случае ликвидации религиозного объединения. Дело рассматривала коллегия в составе судей Вячеслава Горшкова, Людмилы Пчелинцевой и Александра Харланова. Интересы Церкви в заседании представляли директор юридического отдела Российской Церкви ХВЕ (РЦ ХВЕ) Сергей Алтухов, председатель правления Гильдии экспертов по религии и праву юрист Инна Загребина, юрист Татьяна Павлова, а также глава администрации начальствующего епископа РЦ ХВЕ Иван Боричевский и первый заместитель начальствующего епископа РЦ ХВЕ Владимир Мурза. Сторону обвинения представлял прокурор Кротов от Генеральной прокуратуры РФ.

Алтухов и Загребина обратились с просьбой у Судебной коллегии Верховного суда РФ приобщить к делу справку о методиках, применяемых церковью и вероучение РЦ ХВЕ, поскольку представители церкви не предполагали, что хабаровский суд будет выносить свое решение, основываясь на вероучительной практике РЦ ХВЕ, однако судьи отказались их приобщить к делу. Затем судья Верховного суда огласил суть дела.

Напомним, что 27 апреля Хабаровский краевой суд принял решение ликвидировать и запретить деятельность Церкви христиан веры евангельской (пятидесятников) «Благодать» города Хабаровска. Основанием для такого решения стали обращения трех граждан – Бакирина, Казанцевой и Алферовой с заявлением о том, что их якобы удерживали в оздоровительном лагере «Жемчужина» 1-2 сентября 2009 года, а прохождение «религиозного обряда» «Трес диас» (молитвенного семинара) нанесло вред их психическому здоровью. Следственная проверка показала, что оснований для возбуждения уголовного дела по статьям о незаконном лишении свободы нет. И.о. прокурора Хабаровского края Волков В.А. обратился в суд с заявлением о ликвидации в связи с тем, что одна из женщин, посещавших лагерь, Казанцева, обратилась в суд с заявлением, что якобы в лагере применялись методики психологического воздействия, нанесшие вред психическому здоровью. Вслед за Казанцевой аналогичные объяснения дали Алферова и Бакирин. Специалисты Краевой психиатрической больницы по запросу прокуратуры предоставили экспертное исследование, из которого следует, что между примененными в отношении трех заявителей методиками и изменившимся психическим состоянием есть прямая причинная связь.

В своем исследовании психиатры делают выводы о том, что у Бакирина, Казанцевой и Алферовой возникли нарушения сна, «ломка смысловой сферы и ценностных установок», а также, что примечательно зависимость от посещения церкви.

Несмотря на то, что сами методики суд не исследовал вообще, в решении говорится: «Таким образом, в судебном заседании совокупностью доказательств подтвержден факт того, что со стороны МРО "Благодать" имеются действия, посягающие на личность, права и свободы граждан, а также наносящие ущерб нравственности и здоровью граждан. Данные действия выражаются в использовании МРО "Благодать" методик ("Альфа-курс", Трес диас, инкаунтер, громкая молитва, приводящая к разговору на "иных" языках, ритуалы наложения рук на голову и тело человека "Сошествие Святого Духа"), каждая из которых в отдельности и все вместе содержат в себе элементы внушения, самовнушения, психологического манипулирования, осуществляемых на фоне измененных "трассовых" состояний сознания, то есть воздействуют на психическое состояние граждан. Действиями МРО "Благодать" нанесен ущерб здоровью граждан».

Краевой суд принял также заключение некоего специалиста Иванишко И.В., который в своем заключении почти полностью повторяет субъективные обвинения православного радикального сектоборца Александра Дворкина. Иванишко, основываясь на Дворкине, делает вывод, что «религиозная организация "Благодать" относится к неопятидесятническому религиозному движению и признается деструктивной религиозной организацией сектантского типа».

В ходе рассмотрения дела в Верховном суде РФ оказалось, что все экспертизы проводились в рамках другого, еще незавершенного уголовного дела по ч.1 ст.111 УК РФ (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), а суд отказывал в ходатайствах представителей Церкви о проведении альтернативных экспертиз, а экспертизу религиоведа, привлеченного представителями ответчика, отверг. Кроме того, выводы экспертизы психиатров Краевой психиатрической больницы, сделанные по заказу прокуратуры, не были подкреплены конкретными фактами. Якобы пострадавшие от молитвенного семинара Церкви «Благодать» люди – не обращались в больницы, не имели больничных листов, не теряли трудоспособности, а лишь заявляли о том, что плохо спят.

Вместе с тем, представители Церкви запрашивали справку в психиатрической больнице, согласно которой за последние 10 лет верующих из этой Церкви к ним не поступало. Оказалось, что заявитель Бакирин вообще не участвовал в Альфа-курсе и не состоял в Церкви «Благодать», Алферова 2 года ходила в Церковь «Благодать», но в «Трес диасе» не участвовала, а Казанцева полгода посещала «Альфа-курс».

Инна Загребина отметила в своем выступлении 5 июля, что решение Хабаровского краевого суда чрезвычайно серьезно, поскольку это не столько вопрос о запрете одной церкви, сколько угроза для тысяч российских христианских церквей, которые все, к примеру, используют обряд возложения рук и призывания Духа Святого. Принимая такое решение, краевой суд грубо вмешивается в дела религиозного объединения без достаточных на то оснований. В решении Хабаровского суда приводится чисто сектоведческая конфессиональная экспертиза, а дворкинец Иванишко делит церкви на традиционные и нетрадиционные. По мнению Загребиной, данным решением были нарушены и нормы международного права – например, решение Европейского суда по правам человека по делу «Хасан и Чауш против Болагрии» 2000 года утверждает независимость религиозных объединений от государства как основу свободы совести.

Как подчеркнул представитель Церкви Алтухов, Хабаровский суд в своем решении смешал в одно и обряды, и ритуалы, не рассматривая по существу, что это такое, хотя инкаунтер или «Трес диас» не являются обрядами. Инкаунтер – это курс исповеданяи своих грехов и посвящения себя Богу, а «Трес диас» - практический семинар, «Три дня с Богом». Суд также упомянул о том, что «громкая молитва» наносит психический вред, но кто и как определяет громкость молитвы непоянтно. Сошествие Святого Духа в различных христианских церквях также проявляются по-разному, у пятидесятников, к примеру, в виде говорения на иных языках, как описано во второй главе Деяний апостолов. Мотивация первой заявительницы Казанцевой, по словам Алтухова, была довольно простой – ей не нравилось, что пастором церкви является кореец и что он неправославный, ее смутила молитва и то, что в церкви верят в наличие бесов и в их изгнание из человека.

Как заметил Алтухов, в России сложился стереотип, что православие – это христианство, а все остальное нет. Однако в России многообразие конфессий – и в этом также богатство нашей страны.

Представитель Генпрокуратуры Кротов сообщили коллегии, что в настоящее время Хабаровская прокуратура объединила два уголовных дела по ст. 111 и ст. 289 в отношении Церкви «Благодать» в одно, и эти дела находятся на стадии предварительного расследования. По мнению прокурора, в рамках проведенных экспертиз не требовались справки из медучреждений, так как имелись «вредные последствия, не осознанные людьми».

Судья Пчелинцева весьма удивилась тому, что прокуратура готова ликвидировать церковь, в которой состоят 600 человек, хотя верующие из этой Церкви в массовом порядке не обращались в прокуратуру. Ликвидация, по мнению судьи, это крайняя мера, можно было приостановить деятельность церкви, изменить методики, но не запрещать сразу. Судьи Судебной коллегии также были впечатлены тем, что Хабаровский краевой суд принял свое решение без экспертного исследования упомянутых методик – «Альфа-курса» по изучению Библии, и семинаров т.д..

Как отмечает председатель правления Гильдии экспертов по религии и праву юрист Инна Загребина, «Церковь христиан веры евангельской "Благодать" - пожалуй, ничем не отличающаяся от других традиционная протестантская община, в простонародье называемая "корейская церковь". На протяжении многих лет община, насчитывающая порядка 600 прихожан, мирно существовала в г. Хабаровске, в традиционно благополучном регионе, с исторически сильными протестантским корнями, где, казалось бы, ничто не предвещало беды. Принимая такое решение и, по-видимому, абсолютно не разбираясь в особенностях протестантского вероучения и внутренней канонической деятельности, судья Хабаровского краевого суда по сути примерил на себя на роль палача, приговорившего к "смертной" казни не только данную поместную церковь, но и, возможно, тысячи и тысячи российских церквей,  исповедующих протестантизм.

Ведь такие обряды, как "Альфа-курс", "Трес диас", инкаунтер, молитва на иных языках, ритуалы возложения рук, являются неотъемлемой частью всего протестантского движения во всем мире. Более того, они нередко используются в католических церквях.

В этой связи данное решение Хабаровского суда становится особо опасным, поскольку несет в себе угрозу массового запрета на деятельность всех протестантских организаций на территории нашей страны, что, несомненно, приведет к грубому попранию прав человека. Суд и органы прокуратуры не только вмешались во внутреннюю жизнь тысяч религиозных организаций России, но и признали ее опасной!

Ранее евангельские верующие Дальнего Востока обратились к президенту РФ Дмитрию Медведеву с открытым письмом, в котором отмечалось: «Мы расцениваем происшедшее, как попытку очернить все российское евангельское сообщество. Фабрикование подобных дел свидетельствует об эскалации конфессиональной нетерпимости и наносит угрозу благоденствию нашей страны. Мы обращаемся к Вам с просьбой о защите религиозных прав и свобод, верующих нашей страны и принятии действенных мер по защите прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации».

После решения коллегии Верховного суда РФ очевидно, что перспектива любых уголовных дел, направленных против Церкви, весьма туманна. Дела придется закрывать, чтобы не умножать абсурдность ситуации и обвинений в адрес христиан в том, что безумны ради Христа. Хотя читая решения Хабаровского суда уже сомневаешься, кто же все-таки из них безумен по-настоящему в психиатрическом смысле.


Автор:  Роман Лункин




также в рубрике ] мы:       
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru