О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Адвокат Сергей Чугунов: Конституционный суд Минюсту не указ?

  версия для печатиотправить ссылку другу
21 Января 2013

Министерство юстиции РФ разместило на своем сайте проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", который, как указано в пояснительной записке к нему, подготовлен во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2012 г. № 30-П в целях приведения статьи 16 Федерального закона от 26 сентября 1997г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" в соответствие с Конституцией Российской Федерации в части регулирования порядка проведения публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, включая молитвенные и религиозные собрания, вне культовых зданий и сооружений, а также вне специально отведенных или предоставленных для этого мест.

В соответствии с предлагаемыми поправками предполагается беспрепятственное осуществление богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, в том числе публичных: в культовых и иных зданиях (помещениях) религиозного назначения, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве; в иных зданиях (помещениях), принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве; на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве; в местах паломничества; на территории организаций, созданных религиозными организациями; на кладбищах и в крематориях; в жилых помещениях.

Для проведения ВСЕХ публичных религиозных обрядов и церемоний вне зданий (помещений), земельных участков и иных мест, указанных в пунктах 1-4 статьи 16 законопроекта по мнению Минюста должно требованться предварительное уведомление органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и пикетирований.

Если же мы обратимся к тексту Постановления Конституционного суда РФ от 5 декабря 2012 года № 30-П, то увидим, что в пункте 3 резолютивной части суд указывает следующее:

Федеральному законодателю – исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления – надлежит внести необходимые изменения в регулирование порядка проведения публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, включая молитвенные и религиозные собрания, в иных, помимо указанных в пунктах 1–4 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», местах, которые позволили бы учитывать содержательные характеристики конкретных видов таких публичных религиозных мероприятий, исходя из того, что не все они требуют от органов публичной власти принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников публичного религиозного мероприятия, так и других граждан.

Но нет, в Министерстве юстиции видимо посчитали, что все публичные религиозные мероприятия потенциально опасны, а поэтому требуют обязательного уведомления. Авторы этого законопроекта видимо решили поспорить с Конституционным судом.

Также стоит отметить, что представленный законопроект сохраняет такую противоречивую ситуацию в законодательстве, когда законы отсылают друг ко другу. Статья 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» при проведении публичных религиозных мероприятий отсылает к Федеральному закону «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а пункт 2 статьи 1 этого закона гласит, что проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Очевидно, что Минюст поторопился, и законопроект очень «сырой», так как он не решает те вопросы, которые были поставлены в постановлении Конституционного суда РФ. Однако, хорошая новость в том, что законопроект только лишь обнародован для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, и еще есть время для исправления всех его недостатков. Срок размещения законопроекта на сайте Минюста с 16.01.2013 по 23.01.2013. Электронный адрес для направления заключений по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы: pr@minjust.ru

Чугунов С.В. 
адвокат

ПРОЕКТ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"

Внести в статью 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465) следующие изменения:

1) Пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, а также иных религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества).

К публичным религиозным обрядам и церемониям относятся открытые, доступные для восприятия каждого религиозные обряды и церемонии, включая богослужения, молитвенные и религиозные собрания.»

2) Пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, в том числе публичные, беспрепятственно совершаются:

- в культовых и иных зданиях (помещениях) религиозного назначения, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве, а также на относящихся к ним земельных участках;

- в иных зданиях (помещениях), принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;

- на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;

- в местах паломничества;

- на территории организаций, созданных религиозными организациями;

- на кладбищах и в крематориях;

- в жилых помещениях.»

3) Пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Публичные религиозные обряды и церемонии вне зданий (помещений), земельных участков и иных мест, указанных в пунктах 1-4 настоящей статьи, проводятся по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.»

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях»

Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее – законопроект) подготовлен во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2012 г. № 30-П в целях приведения статьи 16 Федерального закона от 26 сентября 1997г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" в соответствие с Конституцией Российской Федерации в части регулирования порядка проведения публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, включая молитвенные и религиозные собрания, вне культовых зданий и сооружений, а также вне специально отведенных или предоставленных для этого мест.

В целях разграничения порядка проведения богослужений, религиозных и молитвенных собраний в зависимости от места их проведения и характера мероприятия законопроект вводит понятие публичных религиозных обрядов и церемоний, под которыми понимаются открытые, доступные для восприятия третьих лиц религиозные обряды и церемонии, включая богослужения, молитвенные и религиозные собрания.

Законопроектом предполагается беспрепятственное осуществление богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, в том числе публичных:

- в культовых и иных зданиях (помещениях) религиозного назначения, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;

- в иных зданиях (помещениях), принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;

- на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;

- в местах паломничества;

- на территории организаций, созданных религиозными организациями;

- на кладбищах и в крематориях;

- в жилых помещениях.

Таким образом, религиозные организации смогут без предварительного уведомления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления проводить религиозные собрания в зданиях (помещениях) специально не предназначенных для их проведения, но предоставленных религиозным организациям во временное пользование или аренду по гражданско-правовому договору, на земельных участках, на которые религиозная организация имеет имущественные права, а также на территории организаций, созданных религиозной организацией и т.д.

Для проведения публичных религиозных обрядов и церемоний вне зданий (помещений), земельных участков и иных мест, указанных в пунктах 1-4 статьи 16 законопроекта потребуется предварительное уведомление органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и пикетирований. 


также в рубрике ] мы: