О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Севастополь: почему разрушают католическую церковь

  версия для печатиотправить ссылку другу
Севастополь: почему разрушают католическую церковь
24 Марта 2016

Ситуация вокруг католического костела в Севастополе длится уже более двух десятилетий. Еще в начале 1990-х годов католическая община обращалась с заявлениями с просьбой вернуть здание у площади Ушакова на улице Шмидта, 1. Все это время католики проводят богослужения под стенами готического храма в честь Святого Климента Римского на свежем воздухе под охраной полиции. Настоятель общины отец Анатолий Клак постоянно напоминает властям и верующим о том, что храм был построен на пожертвования членов общины в 1911 году.

В украинское время католикам не удалось вернуть себе здание, поскольку оно принадлежало муниципалитету и было на балансе «Севастополькино». В настоящее время вход в храм также закрывает пристройка с надписью кинотеатр «Дружба». Разрушаться здание стало еще в 2000-е годы. Оно было закрыто на ремонт, но даже тогда местные власти не отдали здание католикам. Община прошла через целый ряд судебных процессов, в ходе которых позиция чиновников и «Севастополькино» заключалась в том, что храма как бы почти нет – он разрушен на 70%, а община католиков малочисленна. Однако стены храма, по которым видно, что это костел, стоят, а «Севастопольское общество охраны природы, прав человека и исторического наследия» утверждает, что внутри церкви еще сохранялись лепнина и убранство, характерное для храма.

Журнал крымских новостей «Информер» приводит слова главы секции охраны исторического наследия Севастополя Анатолия Пряшникова о том, что в феврале 2016 года была снята с храма табличка, утверждающая, что это памятник архитектуры. Кроме того, было форсировано уничтожение костела с тем, чтобы он окончательно потерял облик храма: «Сейчас, судя по шуму, доносящемуся изнутри здания, все эти украшения религиозного толка варварски уничтожаются. Ведется полный демонтаж всех архитектурных элементов. По проекту, который предусматривает современный зрительный зал, лишних деталей быть не должно. Желание превратить зал для показа фильмов в формате 4D предусматривает в целях звукоизоляции полное закрытие стен и потолка гипсокартоном. Именно для этого туда вбиваются направляющие элементы строительных конструкций». Как это ни странно, но и сейчас за подписью Министра культуры РФ В. Мединского здание было внесено в реестр памятников культуры (Приказ №2 от 11 января 2016 года «О включении города Севастополя в перечень исторических поселений федерального значения, утверждения границ территории и предмета охраны исторического поселения город Севастополь»).

Относительно сохранности храма у специалистов мнение однозначное – как памятник здание сохраняется. По словам Пряшникова, «Во время героической обороны Севастополя в нем находился узел связи Черноморского флота, а после войны его действительно хотели разрушить на стройматериалы. Пытались взорвать, но храм выстоял».

С христианской точки зрения, здание храма, где совершалось богослужение, молились люди, имеет ценность в любой сохранности. А варварское разрушение храма – это и оскорбление религиозных чувств и в более широком смысле – нарушение свободы совести и вероисповедания тех, кто мог бы восстанавливать свою церковь и молиться там.

Радикальные шаги по уничтожению костела стали предприниматься именно сейчас в связи с тем, что правовое положение католических общин в Крыму стало стабильным. Местная религиозная организация Римско-Католической Церкви в Севастополе «Приход Святого Климента» была зарегистрирована в соответствии с законодательством РФ. И самое важное, в отличие от Украины, в России действует Федеральный закон о передаче имущества религиозного назначения, то есть католики могут на законных основаниях получить здание храма.

Интересы «Севастополькино» вполне понятны. Его руководитель Дмитрий Гарнега хочет превратить костел в детский кинотеатр, предприятие уже вкладывается в ремонт здания. По сообщениют «Информер», Гарнега обращается к довольно оригинальным аргументам – к примеру, католики не правы, так как в 1990-е годы «Севастополькино» брало кредит на восстановление кинотеатра. По мнению Гарнеги, «возвращение кинотеатра на 300 посадочных мест столь малочисленной общности является нелогичным. .. .мы (в том числе и правительственные органы) исчерпали уже все возможные правовые инструментарии для ведения здорового диалога с римско-католической общиной города».

Через некоторое время у «Севастополькино» появятся дополнительные аргументы – храм и правда будет разрушен, а на его костях появится детский кинотеатр.

В связи с этим возникает естественный вопрос об отношении к этому делу властей города, которые по существу сохранили и углубили конфликт католиков с дирекцией разрушающегося кинотеатра. В Департаменте внутренней политики Правительства Севастополя порталу «Религия и право» сообщили, что никакого заявления от католической общины о передаче здания не получали, что самих католиков привело в изумление. Даже если допустить, что до Департамента не доходили обращения католической общины, то сложно не заметить двадцати лет борьбы католического прихода за свое здание и богослужений перед кинотеатром «Дружба». Более того, вопрос о костеле стал ключевым для католиков после регистрации общины. В ноябре 2015 года эта проблема обсуждалась на встрече настоятеля Анатолия Клака, епископа пастырского округа Яцека Пыль с начальником отдела по делам национальностей, по связям с общественными и религиозными организациями Департамента Владимиром Рябых.

По итогам встречи католики распространили сообщение: «В настоящее время представителями Правительства и Римско-Католической Церкви рассматриваются варианты юридического оформления возвращения Римско-Католического Храма (построенного в 1911 году на пожертвования) Приходу Святого Климента в Севастополе с учетом интересов всех севастопольцев. Обязательным условием принято размещение органа и проведение концертов органной музыки в действующем католическом храме». Между тем, сам Владимир Рябых отрицает наличие каких-либо договоренностей.

Сложно предположить, почему власти не идут на диалог с католической общиной, а фактически закрывают глаза на уничтожение храма. Но уже очевидно, что это происходит намеренно и целенаправленно.

Роман Лункин.


  
   также в рубрике ] мы: