15 Мая 2008
Парламентская Ассамблея Совета Европы
Резолюция 1580 (2007)
Опасности креационизма в образовании
1. В настоящей резолюцию не ставится цель оспаривать какие-либо религиозные убеждения или бороться с ними, поскольку право на свободу вероисповедания этого не позволяет. Ее цель - предупредить об определенных тенденциях и попытках выдать религиозные убеждения за науку. Необходимо разграничить веру и науку, и это не вопрос антагонизма между ними. Наука и вера должны быть в состоянии сосуществовать. Это не вопрос противопоставления веры науке – однако необходимо предотвратить противление веры науке.
2. Для некоторых людей Творение, как аспект их религиозных убеждений, придает жизни смысл. Тем не менее, Парламентская Ассамблея выражает обеспокоенность в связи с возможным пагубным влиянием распространения креационистских идей в наших образовательных системах и в связи с последствиями этого для демократии в наших странах. Если мы не будем осторожны, то креационизм может поставить под угрозу права человека, которые являются основной проблемой для Совета Европы.
3. Креационизм, представляющий собой порождение отрицания теории происхождения видов при посредстве естественного отбора, долгое время оставался почти исключительно американским явлением. Сегодня идеи креационизма находят путь в Европу, и их распространение затронуло немалое число государств-участников Совета Европы.
4. Основной мишенью сегодняшних креационистов, большинство из которых по вероисповеданию являются христианами или мусульманами, является образование. Креационисты упорно стремятся к тому, чтобы добиться включения своих воззрений в школьные программы по естественным наукам. Однако креационизм не может претендовать на то, что является научной дисциплиной.
5. Креационисты оспаривают научный характер некоторых областей знания и утверждают, что теория эволюции – это лишь одна из множества интерпретаций. Они обвиняют ученых в том, что те не предоставляют достаточно доказательств для того, чтобы подтвердить научную валидность теории эволюции. Напротив, креационисты настаивают на том, что их собственные утверждения научны. Все это не выдерживает объективного анализа.
6. Мы являемся свидетелями роста мировоззрений, которые бросают вызов утвердившимся познаниям о природе, эволюции, нашем происхождении и месте во вселенной.
7. Существует реальная опасность того, что в умах наших детей будет посеяна серьезная путаница между предметами, которые относятся ко всякого рода убеждениям, верованиям и идеалам, и вопросами, относящимися к сфере науки. Позиция, отстаивающая «равенство всех точек зрения», может казаться привлекательной и толерантной, однако на самом деле она таит в себе опасность.
8. Для креационизма характерно множество неоднозначных аспектов. Так, идея «разумного замысла», которая представляет собой новейший, более утонченный вариант креационизма, в определенной степени не отрицает эволюции. Однако теория «разумного замысла» и ее более нюансированный вариант стремится представить свой подход как научный, и именно в этом таится опасность.
9. Ассамблея постоянно подчеркивает, что наука имеет фундаментальное значение. Благодаря науке стали возможны значительные улучшения условий жизни и труда, а также она играет весьма значительную роль в экономическом, технологическом и социальном развитии. Теория эволюции не имеет никакого отношения к божественному откровению, а основывается на фактах.
10. Креационизм утверждает, что в его основании лежит строго научный подход. В действительности же креационисты прибегают к методам трех типов: чисто догматические утверждения; искаженное использование научных цитат, которое иногда иллюстрируется великолепными фотографиями; и поддержка со стороны более или менее широко известных ученых, большинство из которых не являются специалистами в этих вопросах. С помощью этих приемов креационисты пытаются привлечь внимание неспециалистов и посеять сомнения и смятение в их умах.
11. Эволюция - это не просто вопрос эволюции людей и популяций. Ее отрицание может иметь серьезные последствия для развития нашего общества. Прогресс, достигнутый в медицинских исследованиях, направленных на борьбу с такими заразными заболеваниями как СПИД, невозможен при отрицании всех принципов эволюции. Если не понимать механизмов эволюции, нельзя полностью осознать риска, сопряженного со значительным уменьшением биологического разнообразия и изменения климата.
12. В основе нашего современного мира лежит длительная история, важную часть которой составляет развитие науки и технологии. Однако научный подход до сих пор не в полной мере понят, и это может дать толчок развитию всякого рода фундаментализма и экстремизма. Полное отрицание науки – это, без сомнения, одна из наиболее серьезных угроз, стоящих перед правами человека и гражданина.
13. Война, объявленная теории эволюции и ее поборникам, чаще всего имеет свое происхождение в различных формах религиозного экстремизма, тесно связанного с крайне правыми политическими движениями. Креационистские движения обладают реальной политической силой. Реальность такова, что некоторые сторонники строгого креационизма стремятся (и такие попытки несколько раз были разоблачены) заменить демократию теократией.
14. Все ведущие представители основных монотеистических религий занимают гораздо более умеренную позицию. Например, Папа Бенедикт XVI, как и его предшественник Папа Иоанн-Павел II, сегодня превозносит роль науки в эволюции человечества и признает, что теория эволюции - "это больше, чем просто одна из гипотез".
15. Поэтому преподавание всех явлений, касающихся эволюции в качестве фундаментальной научной теории, имеет решающее значение для будущего нашего общества и нашей демократии. Поэтому оно должно занимать центральное положение в учебных планах, и особенно в планах преподавания научных дисциплин, постольку, поскольку, как и любая другая теория, оно способно выдержать тщательную научную проверку. Эволюция присутствует везде – от антибиотиков, в избыточном количестве прописываемых врачами, что приводит к возникновению устойчивых к ним бактерий, до чрезмерного использования пестицидов в сельском хозяйстве, которое вызывает мутации насекомых, на которых пестициды уже не действуют.
16. Совет Европы подчеркивает важность преподавания культуры и религии. Во имя свободы выражения мнения и индивидуальных религиозных убеждений креационистские идеи, равно как и любая другая философская позиция, могут быть представлены в дополнение к культурному и религиозному образованию, однако они не могут претендовать на научную состоятельность.
17. Наука дает незаменимую подготовку в интеллектуальной строгости. Она не стремится объяснить, "почему вещи существуют", а хочет понять, как они функционируют.
18. Исследование возрастающего влияния креационистов показывает, что споры между креационизмом и эволюцией выходят далеко за рамки интеллектуальных дискуссий. Если мы не будем внимательны, то ценности, лежащие в самой основе Совета Европы, подвергнутся прямой угрозе со стороны фундаменталистов креационистского толка. Одна из задач парламентариев Совета Европы – отреагировать на это, пока не стало слишком поздно.
19. Поэтому Парламентская Ассамблея призывает государства-участники, и особенно их органы образования:
19.1. защищать научное знание и содействовать его продвижению;
19.2. усилить преподавание основ науки, ее истории, эпистемологии и методов наряду с преподаванием объективного научного знания;
19.3. сделать научные дисциплины более понятными, более привлекательными и близкими реалиям современного мира;
19.4. решительно противостоять преподаванию креационизма в качестве научной дисциплины наравне с теорией эволюции и в целом представление креационистских идей в рамках любой дисциплины помимо религии;
19.5. содействовать преподаванию эволюции в качестве фундаментальной научной теории в школьных программах.
20. Ассамблея приветствует тот факт, что академии наук 27 государств-участников Совета Европы подписали в июне 2006 г. декларацию о преподавании эволюции и призывает академии наук, еще не сделавшие этого, также подписать эту декларацию.
Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы «Опасности креационизма в образовании» была обсуждена в Ассамблее 4 октября 2007 года, 35-я сессия (см. Doc. 11375, доклад Комитета по культуре, науке и образованию, докладчица: г-жа Брассер). Текст утвержден Ассамблеей 4 октября 2007 г. (35-я сессия).