28 Января 2016
В последние годы большинство церквей приспособилось к требованиям отчетности , хотя было время, когда общины ликвидировали только за то, что они вовремя не подали декларацию о доходах в налоговые органы и не отчитались перед органами юстиции. Однако стремление ликвидировать осталось.
Если общину кто-то считает «сектой», то этого мало для обвинения. В связи с этим органы прокуратуры изобретают свое собственное определение «сектантской деятельности». Более того, правоохранительным органам не нужны изменения в законодательстве. Они уже готовы любому лидеру церкви или движения предъявить ст.239 УК РФ (создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами).
Для того, чтобы осудить руководство вполне законопослушного религиозного объединения, если исходить из логики, надо осудить его за саму по себе религиозную деятельность. В принципе так и делается. Борцы с «сектами» обвиняют иеговистов или пятидесятников в том, что они собирают пожертвования или устраивают громкие молитвы, активно занимаются миссионерством. Все это признаки любого религиозного объединения, согласно Закону о свободе совести.
Вместе с тем, такого рода обвинения вполне можно предъявлять каким-либо экзотическим религиям. Например, в отношении представителей индуистского движения во главе с гуру Валерием Минцевым и монастыря «Дивья Лока» в Нижегородской области также возбуждено уголовное дело по ст.239 в связи с нарушением прав и свобод граждан, которые выражаются в создании аскетических условий в монастыре, ограничениях в пище, признании необходимости пожертвований для верующих. То есть формально за это можно осудить настоятеля любого православного монастыря.
Наряду с этим, в претензиях прокуратуры есть и мистические мотивы, поскольку религия рассматривается не как часть культуры человека, а как часть его низменных чувственных потребностей. Именно поэтому считается, что религиозные деятели, согласно этой логике, в той или иной степени злоупотребляют религиозными потребностями человека. И не стоит обманывать себя - почти что наверняка сотрудники полиции и прокуратуры такими же хитрыми и лукавыми считают и православных священнослужителей.
Магическое, даже языческое, представление о религии выразилось в обвинительном заключении в отношении пастора Дмитрия Савина, лидера Церкви «Новое поколение» в Ставрополе. В январе 2016 года стало известно, что в отношении него возбуждено уголовное дело за то, что члены церкви якобы «использовали гипносуггестивное воздействие, а именно трансовые наводки, обратную связь, гипнотические и постгипнотические внушения, манипуляции мышления... внушали прихожанам чувство страха и беспомощности... выявлена усиление психопатических переживаний с тенденцией к гетероагрессии». Не совсем понятно, что такое гетероагрессия или «постгипнотические внушения» в христианском контексте. И вряд ли это понимали сотрудники Ставропольского межрайонного следственного отдела СУ СКР по краю, которые совместно с региональным УФСБ и краевым центром по противодействию экстремизму ГУ МВД провели обыски в церкви.
Как справедливо отметил один из служителей, «Уголовное дело сфабрикованное сейчас, построенного на смешной экспертизе, которая утверждает о том, что людей гипнотизируют. Основываясь на этой экспертизе, можно смело возбуждать дело против всех протестантов России».
Церковь, которую возглавляет пастор Дмитрий Савин, принадлежит к Ассоциации церквей «Исход» Совета христианских евангельских церквей (СХЕЦ). Совет существует с 1999 года как общероссийская организация и возглавляет его Сергей Филинов. Церковь существует с 2012 года и последние два года испытывает сильное давление со стороны представителей власти и некоторых депутатов Ставропольской краевой думы. Как отмечают представители церкви, регулярно, на стенах здания, где проходят богослужения, появляются надписи: «СЕКТАНТЫ, ВОН ИЗ РОССИИ!». Причем, уже давно в местной прессе и в интернет-изданиях протестантскую церковь Дмитрия Савина путают с «Новым поколением» из Латвии.
Пастор Церкви Дмитрий Савин в разговоре с автором подчеркнул, что он не знает даже что комментировать, так как не знаком с материалами дела, с экспертизой и не представляет, в чем его можно обвинить. По словам пастора, церковь даже не была зарегистрирована, а существовала как религиозная группа.
В 2011 году Верховный суд РФ уже отменял решение о ликвидации церкви «Благодать» в Хабаровске. Краевой суд в 2010 году ликвидировал церковь, где было около 1 тыс. человек, по столь же абсурдным причинам. Лидеров обвиняли в действиях, посягающих на права личности, и в причинении вреда здоровью. В судебном решении было написано: «Данные действия выражаются в использовании МРО "Благодать" методик ("Альфа-курс", Трес диас, инкаунтер, громкая молитва, приводящая к разговору на "иных" языках, ритуалы наложения рук на голову и тело человека "Сошествие Святого Духа"), каждая из которых в отдельности и все вместе содержат в себе элементы внушения, самовнушения, психологического манипулирования, осуществляемых на фоне измененных "трассовых" состояний сознания, то есть воздействуют на психическое состояние граждан».
Ни из решения суда, ни из самого процесса не стало понятно, что такое «трассовые» состояния и как сошествие Святого Духа может навредить человеку.
26 января по телеканалу «Россия» в программе «Вести» был показан репортаж о «сектах», где был упомянут Христианский центр «Восстановление» и показан пастор Евгений Пересветов. Его показывали на фоне педофилов, оранжевой революции и кадров из служений латышских харизматов 1990-х годов. То есть представители масс-медиа с подачи некоторых органов власти все же нашли «сектантов».
В интервью автору пастор Евгений Пересветов был очень оптимистичен. По его словам, такого рода сюжеты связаны с ростом популярности церкви: «Прошлый раз после таких репортажей церковь выросла... ЖИВЕМ ЗНАЧИТ!». Кроме того, пастор около года был экспертом на различных ток-шоу на канале «Россия».
Языческое представление о религии, безусловно, осталось от советского времени, а в такой магической форме характерно для архаичного первобытного сознания. Для многих представителей правоохранительных органов есть добрые и злые шаманы, которые манипуляциями могут довести человека до самых разных состояний. Даже у большинства людей, которые называют себя православными, также есть элементы подобного рода языческого сознания.
Получается, что с точки зрения следствия и прокуратуры, условного злого шамана можно судить за все, что он делает, даже если это по форме то же самое, что есть и в Русской православной церкви. Просто потому что это «нетрадиционный» шаман. С этих позиций, становится понятным, почему запрещают общины Свидетелей Иеговы из-за того, что они провозглашают себя «истинной религией», а пятидесятников стремятся признать безумными за призывание Духа Святого. Дело в том, что в нашем обществе эти магические роли уже закреплены за другой церковью или «традиционными религиями». Других верований быть не может.
Поскольку даже избранные традиционные религии играют символическую роль для большинства, языческая инквизиция по существу начинает бороться с любыми проявлениями живой религиозной веры, которая всегда открыта к миссионерству и к выражению своих религиозных чувств.
Роман Лункин