21 Июня 2017
В начале июня завершилось формирование нового состава Общественной палаты РФ (ОП РФ) на период 2017–2020 годов. Среди новых лиц, которые представляют религиозную сферу, можно выделить пастора Церкви адвентистов седьмого дня Олега Гончарова и православного публициста Александра Щипкова. Выбор столь разных общественных деятелей подчеркивает принципиальное стремление администрации президента России, курирующей процесс ротации в палате, поддерживать если не многообразие мнений, то хотя бы представительство самых разных сил в этой структуре, как в своеобразном ноевом ковчеге. Новые члены палаты могут обострить дискуссии вокруг применения религиозного законодательства в России. Для адвентистов, баптистов, пятидесятников, к примеру, «закон Яровой» представляет собой большую проблему, так как ограничивает публичные миссионерские акции. При этом религиозные темы в публичном пространстве обсуждаются только в рамках борьбы с экстремизмом и в целом православной риторики противодействия «врагам страны и общества».
Олег Гончаров сменил в качестве представителя протестантов в палате епископа пятидесятников Сергея Ряховского, который был членом палаты с самого первого созыва, с 2006 года. Ряховский, глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской, как и Гончаров, является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России. За время, проведенное в ОП РФ, Сергей Ряховский сумел стать протестантским деятелем, которого принимают в высших эшелонах власти и который выступает, например, в ток-шоу на Первом канале ТВ. Такая известность помогала урегулировать многие конфликтные ситуации вокруг протестантских церквей в регионах. 22 мая с.г. Сергей Ряховский был награжден президентом Владимиром Путиным орденом Дружбы. Он не прошел в новый состав палаты, но пообещал участвовать в мероприятиях ОП РФ, поддерживая Олега Гончарова.
Надо сказать, что ярких публичных деятелей, готовых быть политиками, в протестантской среде не так много. Бывший глава Союза баптистов Юрий Сипко – слишком оппозиционный для власти (он открыто критиковал президента России, поддерживал манифестации за честные выборы и евромайдан). Сергей Ряховский – хороший оратор, но он не в состоянии объединить вокруг себя всех протестантов (и даже всех пятидесятников), как, наверное, никто не смог бы в разрозненном евангельском движении. Протестанты разных направлений – вторая по численности после РПЦ христианская община в стране. Процесс расширения их представительства во власти будет идти и дальше.
На пути протестантских деятелей стоит сильное православное лобби, которое было значительно усилено в Общественной палате призыва 2017 года. Помимо главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ РПЦ Владимира Легойды в ОП РФ вошли епископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем (Просянок), протоиерей Александр Ткаченко (основатель детского хосписа), протоиерей Дмитрий Лескин (директор православной гимназии в Тольятти), Сергей Рудов, Благотворительный фонд святого Василия Великого (учредитель – Константин Малофеев). Ряд «традиционных религий» в палате по-прежнему представляют санжей-лама Андрей Бальжиров (от буддистов), Александр Борода (Федерация еврейских общин России), Альбир Крганов и Дамир Мухетдинов (от двух объединений мусульман). Из этого списка лишь Дамир Мухетдинов периодически выступает с критикой инициатив РПЦ. Примечательно, что в марте с.г. Мухетдинов одобрил идею российских протестантов о признании всего христианства традиционной религией для России, а не только православия (протестанты не входят в Межрелигиозный совет России).
Александр Щипков призван, видимо, стать новым модератором дискуссий по поводу религий в ОП РФ с участием оставшихся в этом составе палаты Дианой Гурцкая и Иосифом Дискиным. Комиссия ОП РФ по гармонизации межрелигиозных отношений во главе с Дискиным в прошлом составе палаты прославилась постоянными конфликтами главы комиссии с протоиереем Всеволодом Чаплиным, который заявлял о диктате атеистов и о «неправильном видении истории России и русской нации». Щипков – первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ (то есть Легойды), но при этом вошел в палату от Всемирного русского народного собора как антилиберальный пропагандист. Сборники статей, изданные Щипковым – «Перелом», «Плаха», «Язык», – основаны на защите консервативной традиции в противовес либеральной и изобилуют «новоязом», призванным показать губительность «либерлингвы» и оторванность либералов от общества. По мнению Щипкова, ее заменит язык доверия и солидарности: «Ритуальная стыдливость подчеркивает коммуникативный провал в контакте с оппонентом, но на деле является эвфемизмом, скрытым признанием социальной чуждости («пенсионеры не вписались в рынок – пусть вымирают естественным образом»). Но глубокий социальный разрыв активно вытесняется мифом об «общегражданских ценностях» и «гражданском обществе». В качестве кодовых понятий, скрепляющих это общество-в-обществе, используется набор идиом: «выйти на площадь», «сервильность», «кровавый режим», «какой позор!» (иногда в знак солидарности с киевским майданом используется украинское – «Ганьба!»). Стремление одновременно осудить, заклеймить и переубедить ведет к тому, что либерал проповедует стыд за других» (Язык. – М., 2017. С. 86). Социологу-теоретику Иосифу Дискину будет над чем подумать.
Можно ли в такой атмосфере доносить до власти и общества свою повестку дня? Как показывает практика, можно. Олег Гончаров вошел в палату как один из лидеров Российской ассоциации защиты религиозной свободы, которая 7 июня с.г. провела конференцию с характерным набором выступлений. Депутат Госдумы РФ Сергей Гаврилов и сенатор Сергей Попов призывали ужесточить законы, представителей РПЦ в целом все устраивало. Тогда как протестанты отмечали, что теперь верующим шаг ступить трудно без штрафа, закон о свободе совести до неузнаваемости изменен (лютеране возмутились тем, что им не передают здания, а католики вообще не участвовали в конференции). Накал противоречий нарастает, и их все сложнее не замечать.
Об авторе: Роман Николаевич Лункин – руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН.
Источник: НГ-Религии, http://www.ng.ru/ng_religii/2017-06-21/10_422_clinch.html