20 Ноября 2018
В России существуют тысячи центров духовно-нравственного восстановления, организованных религиозными организациями. Их правовая форма остается неопределенной, а поэтому у представителей правоохранительных органов появляется простор для произвольных мер в отношении тех, кто спасает людей от наркотиков.
Как отмечает адвокат Инна Загребина, «Парни и девушки, пришедшие в церковь и получившие свободу от смертельной зависимости, сегодня, исполняя в своей жизни требования Священного Писания «спасай взятых на смерть и неужели откажешься от обреченных на убиение» стараются помочь тем, кто, как и они, когда-то находится на пороги смерти. И именно эти добровольцы, положившие свои жизни за ближних, оказываются под угрозой уголовного преследования. При этом за громкими статьями 126 УК РФ «Похищение человека» и 127 «Незаконное лишение свободы», да еще и группой лиц по предварительному сговору по факту усматриваются обычные события. Приехали домой к наркоману, потому что очень просили измученные родители, у которых на глазах умирает их родной ребенок, забрали наркомана в центр, где он пробыл год, посещал разные мероприятия, участвовал в спортивных играх, ходил в церковь и вдруг, когда попал в отдел полиции, вспомнил, что его год назад «похитили» и он никуда не хотел, ему итак хорошо было. Могли ли служители центра полагать, что так произойдет? Был ли у них умысел на похищение? Или жертвуя собственными благами, они старались вытащить других? Может где-то допускали ошибки, но все же старались помочь? Задавала ли себе эти вопросы следственная группа СК РФ, работающая над этим делом? Судя по обвинительному заключению вряд ли. Да и смотря на поведение прокурора в процессе, невольно вспоминаешь старуху Шапокляк с ее песенкой «Кто людям помогает, тот тратит время зря…».
В январе 2017 года было заведено Уголовное дело в отношении волонтёров благотворительного фонда, Земляного А.В.; Будюкова Ю.В.; Монича К.И.; Моняхина А.Н., по обнаружению записки, выброшенной из окна адаптационного центра одним из проживающих в нем. После штурма квартиры правоохранительными органами, были вывезены в отделение полиции Васютков Д.А.,Захаров Е.А. и Андрианов П., которые проживали в этом адаптационном центре. В последствии выяснилось, что Васютков, Захаров и Андрианов, стали потерпевшими, они были отправлены в СК Чертановского МРСО, где содержались в течение трех суток. На просьбы матерей дать внятный ответ и причину нахождения их сыновей в СК Чертановского МРСО никто из сотрудников не реагировал, матерей категорически не впускали в здание СК. Только на третьи сутки матерям сказали, что их сыновья потерпевшие. На вопрос, когда сыновья смогут вернуться домой, сотрудник СК Матвеев Р.В. и, на тот момент, и.о. начальника Субботкин ответил, что ребятам якобы нравится находиться в СК.
С тех пор, как потерпевшие попали в руки правоохранителей, их матери целый год не видели своих сыновей. Причиной послужила государственная защита, которая по объяснениям сотрудников СК, не могла раскрыть место нахождения потерпевших. Необходимости в такой защите не было, так как угроз со стороны обвиняемых в адрес потерпевших не поступало.
Следствие велось однобоко. На протяжении года не допрашивался ни один свидетель по делу. Свидетелей допросили в срочном порядке перед передачей уголовного дела в Прокуратуру.
В самом начале уголовного дела мать потерпевшего Васюткова Д.А., Васюткова И.И. была допрошена в качестве свидетеля следователем Матвеевым Р.В., который на протяжении всего допроса давил и пытался вынудить дать ложные показания. В результате такого допроса, Васютковой И.И. была вызвана скорая медицинская помощь.
После передачи данного уголовного дела в ГУСК России следователю Нерюпову А.А. было подано ходатайство о передопросе Васютковой И.И.
Нерюпов А.А вызвал Васюткову И.И. на неформальное общение, где она сказала, что не будет давать ложных показаний, а напротив будет говорить правду: ее сына не похищали и на тот момент она была дома и видела, что сын уехал на добровольной основе сам. После этого неформального разговора Васюткова И.И. не вызывалась на допрос на протяжении дальнейшего расследования, которое продолжалось около года.
В ходе расследования один из подозреваемых в похищении, Будюков Ю.В. был безосновательно вывезен в СИЗО Кашира-5 Мосовской области г. Кашира. В течение пяти месяцев Будюков Ю.В. просидел в подвале в спецблоке, где на него оказывалось давление, чтобы он дал ложные показания.
Потерпевший Васютков Д.А., находясь под государственной защитой, в январе 2018 года был задержан и арестован за покушение на сбыт наркотических средств ч.4 ст 228.1 УКРФ и на данный момент находится в СИЗО -4. Начался суд у Васюткова, который постоянно откладывается практически на полмесяца.
Через 4 месяца после заведения уголовного дела в деле появился ещё один потерпевший Сальков Кирилл, который добровольно ушёл с реабилитации, но дал показания, что его удерживали.
Потерпевшие дают показания ложные, т.к. при вопросах адвокатов и обвиняемых потерпевшие отвечают так, что противоречат своим показаниям. Они подтверждают, что сами свободно передвигались общественным транспортом, занимались спортом, играли с футбол, были на городских субботниках и т.д. Допрос свидетелей обвинения продолжается.
Десятки людей, получивших освобождение от зависимости вместе со своими родителями, каждое заседание приходят в суд поддержать тех, кто, когда-то протянул им руку помощи. Рискуя попасть под административную ответственность, видя идущих под конвоем обвиняемых, они кричат им вслед: «ребята, мы вас любим», «мы с вами» (на заседание суда приходило до 100 чел. – членов протестантской церкви – Христианского центра «Восстановление» во главе с пастором Евгением Пересветовым, верующие которой и занимались реабилитацией наркозависимых).
Инна Загребина подчеркивает в связи с происходящим: «Нам, адвокатам, очень часто задают вопрос, сможем ли мы добиться оправдательного приговора. Очень хотелось бы сказать: «да». Но, если честно, учитывая ничтожно малое количество оправдательных приговоров в стране и страх судей при вынесении приговоров быть обвиненными в коррупции, нам всем нужно чудо. Обычное сверхъестественное чудо от Бога. И мы будем надеяться, что оно произойдет».