О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

КОММЕНТАРИЙ к подпункту “г” пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 24 сентября 2022 г. № 664 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации»

  версия для печатиотправить ссылку другу
11 Октября 2022

5 октября 2022 года Указом Президента Российской Федерации № 712 (далее – «Указ») были внесены изменения в изданный ранее Указ «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации». В Указе, в частности, говорится о духовных образовательных организациях, обучение в которых позволяет гражданам получить отсрочку от мобилизации. В связи с этим считаем необходимым разъяснить некоторые вопросы.

Текст обозначенного выше Указа в части, относимой к духовным образовательным организациям, выглядит следующим образом: «1. Установить, что отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, получающим образование соответствующего уровня впервые, обучающимся по очной и очно-заочной формам обучения: […] г) в духовных образовательных организациях по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, образовательным программам среднего профессионального и высшего образования». Каждое из содержащихся в приведенных положениях Указа требует специального пояснения и детализации со ссылками на нормативные и правовые акты законодательства Российской Федерации.

1. Образование соответствующего уровня

Уровни образования в рамках российской системы образования утверждены в Статье 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. В части 5 статьи 10 содержится следующий текст:

«5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование – бакалавриат;

3) высшее образование – специалитет, магистратура;

4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации».

При этом в части 3 статьи 10 указано следующее: «3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования». Иными словами, понятие «уровень» применимо только к перечисленным выше четырем уровням профессионального образования.

Особый статус духовного образования также подчеркивает наличие в указанном федеральном законе отдельной Статьи 87 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования».

2. Образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций

В части 9 статьи 87 ФЗ «Об образовании» указано:

«9. Духовные образовательные организации реализуют образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, а также с согласия соответствующей централизованной религиозной организации либо уполномоченного централизованной религиозной организацией руководящего или координирующего органа вправе реализовывать образовательные программы среднего профессионального образования и высшего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, дополнительные профессиональные программы и программы профессионального обучения».

Из содержания данного пункта прямо следует, что духовные образовательные организации имеют право реализовывать образовательные программы следующих видов:

· образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций;

· образовательные программы среднего профессионального образования;

· образовательные программы высшего образования;

· дополнительные профессиональные программы;

· программы профессионального обучения.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1490 «О лицензировании образовательной деятельности» приведен Перечень деятельности по реализации образовательных программ, включающий 20 наименований. Программы профессионального образования перечислены в данном перечне в пунктах 5-12, программы профессионального обучения – в пунктах 13-15, программы дополнительного образования – в пунктах 16-19. В данном Перечне отдельно введен Пункт 20: «20. Реализация образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций».

Из указанных выше положений нормативно-правовых актов в совокупности прямо следует, что образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, имеют особый статус а также то, что понятие «уровень» по отношению к ним не применимо.

В контексте сказанного выше очевидно, что подпункт «г» пункта 1 названного Указа Президента РФ предусматривает предоставление отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации обучающимся в духовных образовательных организациях по следующим программам:

· образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций;

· образовательным программам среднего профессионального образования;

· образовательным программам высшего образования.

3. Духовные образовательные организации

Статья 19 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» определяет особенности создания и деятельности духовных образовательных организаций. Согласно пункту 1 данной статьи, духовные образовательные организации могут быть учреждены исключительно централизованными религиозными организациями. В пункте 2 отмечено, что они подлежат регистрации в качестве религиозных организаций. На практике это означает, что в название таких организаций должна быть указана организационно-правовая форма - “религиозная организация” и ее вид – “духовная образовательная организация”.

В пункте 3 статьи 19 указано:

«Духовные образовательные организации, реализующие образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, выдают документы об образовании и о квалификации, форма которых самостоятельно устанавливается этими организациями. Указываемая в таких документах об образовании квалификация дает право их обладателям осуществлять функции служителей и религиозного персонала религиозных организаций, для которых внутренними установлениями религиозных организаций определены обязательные требования к содержанию образования».

Из данного пункта прямо следует, что форма документов об образовании и о квалификации, а также присуждаемые (присваиваемые) квалификации самостоятельно устанавливаются соответствующими религиозными организациями.

В случае, если помимо образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, духовные образовательные организации хотят реализовывать иные образовательные программы, указание на их вид должно быть включено в наименование соответствующей организации. При этом любая из таких организаций, вне зависимости от вида, имеют право на реализацию образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций.

Аналогичная норма содержится, например, в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. N 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)», в пункте 2 раздела 1 которого указано, что «Программы аспирантуры (адъюнктуры) реализуются образовательными организациями высшего образования, организациями дополнительного профессионального образования, научными организациями», несмотря на то, что в двух последних случаях указание на уровень «высшее образование» отсутствует в наименованиях соответствующих организаций.

4. Лицензирование и аккредитация

Для реализации образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, духовные образовательные организации должны получать государственную лицензию. В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 «О лицензировании образовательной деятельности», в частности пункта 3, такое лицензирование могут осуществлять: «а) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки... б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования». В пункте 4 также особо отмечено, что во всех случаях «Образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя деятельность по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению» к данному Постановлению.

В случае, если духовная образовательная организация реализует образовательные программы среднего профессионального образования или высшего образования, ими может быть получена государственная аккредитация, согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 14 января 2022 г. N 3 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации».

Для образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, государственная аккредитация не предусмотрена. При этом в части 12 статьи 87 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо указано, что «Образовательные организации, а также педагогические работники в случае реализации, преподавания ими образовательных программ, предусмотренных частями 1 и 4 настоящей статьи, могут получать общественную аккредитацию в централизованных религиозных организациях в целях признания уровня деятельности».

Наиболее значимые выводы

На основе проведенного юридического анализа можно сделать следующие выводы по вопросу о возможности предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации обучающимся в духовных образовательных организациях.

1. Действие Указа Президента Российской Федерации от 24 сентября 2022 г. № 664 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации» распространяется на всех обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения в духовных образовательных организациях, которые проходят обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, по образовательным программам высшего образования, либо по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций.

2. Духовные образовательные организации могут реализовывать образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций вне зависимости от их вида, установленного в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, имеют особый статус, понятие «уровень» по отношению к ним не применимо, поскольку законодательством не предусмотрено наличие уровней образования по данному виду образовательных программ.

3. Для реализации образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, духовные образовательные организации должны получить государственную лицензию на осуществление образовательной деятельности. Государственная аккредитация подобных программ не предусмотрена и не требуется.

4. Наименование образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, а также наименование квалификаций, присуждаемых (присваиваемых) в результате успешного освоения подобных программ, устанавливаются самостоятельно соответствующими духовными образовательными организациями.

5. Наличие у обучающихся по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, ранее полученного профессионального образования, не является препятствием для получения отсрочки по мобилизации, поскольку это прямо следует из содержания подпункта «г» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 24 сентября 2022 г. № 664.

Ряховский Владимир Васильевич
почетный адвокат России, управляющий партнер АБ «Славянский правовой центр», член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, член Общественной коллегии по жалобам на прессу

Кулов Станислав Сергеевич
адвокат, директор Института верховенства права, главный редактор интернет-портала «Религия и право»

Чугунов Сергей Владимирович
адвокат, председатель правления Института верховенства права

Горбачев Алексей Леонидович
ректор Евроазиатской богословской семинарии, член Комиссии по развитию теологического, религиозного и духовно-нравственного образования Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации


Скачать комментарий






также в рубрике ] мы: