О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Патриарх Кирилл в 2015-м году. Вперед – к социально ориентированной Церкви

  версия для печатиотправить ссылку другу
Патриарх Кирилл в 2015-м году. Вперед – к социально ориентированной Церкви
28 Декабря 2015

Православная Церковь остается с момента крушения СССР самым независимым от власти институтом гражданского общества. Приходская и монастырская жизнь развивается по своим собственным правилам, несмотря на бюрократизацию, в епархиях все больше молодых и мыслящих священников, да и своих «диссидентов» в церковной среде достаточно. Однако реализация грандиозных церковных проектов при патриархе Кирилле, которые оказались возможны только при поддержке государства, поставили церковное руководство в зависимость от власти, от отношений с конкретными чиновниками. В настоящее время Церковь является оппонентом государства в двух сферах – семейной политики и в освещении ситуации в Украине – патриарх Кирилл не высказывался по поводу «сепаратистов», а в начале 2015 года плавно ушел от ответа на вопрос Дмитрия Киселева на канале «Россия» о том, «наш ли Крым».

2015 год показал, что патриарх Кирилл задумывается над тем, как в период политической турбулентности – парламентских и президентских выборов – не повторить ошибок 2012 года. Для этого необходимо сконцентрировать все аппаратные ресурсы, чтобы официальный голос РПЦ был монолитен. Голосом Церкви должен быть только голос патриарха Кирилла – и относиться это будет, в большей степени, к сфере политики, политического будущего страны, к оценке выборов и будущего главы государства, к выбору демократического пути развития при всей «соборности» и «самобытности» России.

Глава РПЦ стремится избавиться от любых политических рисков в 2017-18 годах. В связи с этим прошедший 2015 год, конечно, запомниться кадровыми перестановками. Начинать следует с решения Священного Синода от 22 октября 2015 года, когда викарием Московской епархии с титулом «Егорьевский» бы избран Тихон (Шевкунов). (29 октября он назначен управляющим Западным викариатством г. Москвы). Это идеологический шаг патриарха – отец Тихон – яркий, творческий человек, ярый сторонник Путина, антизападник, соединивший советское прошлое с православием выставке «От великих потрясений к Великой Победе», нарисовавший историю сильной власти на выставках в Манеже «Рюриковичи» и «Романовы», с «предателями» декабристами и англичанами, которые делают «оранжевую» революцию в 1917 году, с портретами Льва Толстого, Путина и Ильина. В современных условиях Церкви, конечно, не обойтись без такого рода путинского китча.

Другие кадровые решения избавили патриарха от критики изнутри и от лишних дискуссий вокруг разного рода эпатажных заявлений. 18 декабря 2015 года был уволен ответственный редактор «Журнала Московской патриархии» Сергей Чапнин, занимавший эту должность в течение последних шести лет. А 24 декабря 2015 года был освобожден от должности председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества отец Всеволод Чаплин. Высшего руководителя в какой-то момент начинает раздражать, когда его слова трактует и развивает один спикер. Резкие заявления такого спикера, как отец Всеволод Чаплин, стали ассоциироваться с «внутренним голосом» и «истинным» мировоззрением патриарха Кирилла. И это создавало странное, гротескное впечатление. Критикуя патриарха после своей отставки, отец Всеволод затронул три самые болезненные темы: 1. Неэффективности церковного управления, когда все между делом решает первое лицо, а оперативные дела тонут в потоках документов; 2. «Честных» отношений с чиновниками и политиками – как пастырь должен вести с себя с коррупционерами; 3. Определению позиции РПЦ по защите «русских» на Донбассе и в Украине в целом. Все эти три проблемы встают перед патриархом каждый день, но решить он их не может, но в каком-то смысле и не должен (Ватикан также «неээфективно» управляется, а радикальная позиция по Украине разделит две Церкви). Как политик, предстоятель Церкви ищет иные пути, как показать обществу и власти, что РПЦ – это сила.

Такой путь – это развитие Церкви как гражданской силы в виде общин, приходов, социальных проектов, волонтеров. Как отмечает отец Андрей Кураев, Чаплин был отправлен в отставку, в том числе в результате возмущения снизу – епископы и духовенство не хотели постоянно оправдываться за его слова. Но, что более важно, заявления отца Всеволода не помогали развитию социального служения и миссии, а даже наоборот. Также отставленный Сергей Чапнин в своей критике также обращал внимания, скорее, на поверхностную советизацию Церкви, чем на внутренние социальные процессы. Многие даже не замечают того, что говорит патриарх в своих программных речах. Между тем, тема социально ориентированной Церкви - главная для патриарха.

Среди ярких выступлений патриарха Кирилла стоит отметить его ответы на вопросы после Пятого общецерковного съезда по социальному служению, который проходил в Москве 1-3 сентября 2015 года. Особое внимание глава РПЦ уделил именно развитию добровольческих инициатив на местах, демонополизации социальной деятельности государства, с тем, чтобы РПЦ создавала свою собственную на основе профессиональных кадров.

На встрече с представителями Молодежной общественной палаты11 декабря 2015 года патриарх сделал два заявления, которые позволили ему отойти от того «карающего» образа, который сложился в 2012 году. Кирилл заявил, что в Русской православной церкви не держат зла на Pussy Riot и что лучше возглавит самый бедный приход, чем станет президентом РФ.

Несмотря на то, что в Московской патриархии есть структуры, отвечающие популяризацию и анализ церковных решений в СМИ, большинство публичных выступлений патриарха остаются «неузнанными». Например, доклад главы РПЦ на епархиальном собрании духовенства города Москвы 22 декабря 2015 года был также в значительной степени посвящен развитию волонтерства, катехизаторам-миссионерам на приходах (которых пока 345 в столице). Оценивая процесс реализации программы 200 храмов в Москве, патриарх раскритиковал духовенство и викариатства за отсутствие реальных православных общин в районах строительства и плохую работу с населением: «Нужно работать на упреждение. Сектанты ходят по домам и бросают в почтовые ящики свою литературу. Почему бы нашим активистам не пройтись и не опустить в ящики местных жителей информацию о строительстве храмов — краткое описание, сроки возведения, с тем, чтобы люди узнавали, каким будет храм, что при нем будет? Думаю, в этом случае мы получим бОльшую поддержку».

Программу 200 храмов в столице стоит отметить, поскольку глава РПЦ стал фактически выступать как ее менеджер. Согласно докладу от 22 декабря, в 2015 году, как и в 2014 году, начаты строительные работы на 11 участках. Если в 2014 году пожертвования составили около 560 млн рублей, то в этом году сумма пожертвований превысила 900 млн рублей. На сегодняшний день построены и действуют 22 храма. Строятся 34 храма. Если проследить богослужения патриарха по официальному сайту patriarchia.ru, то окажется, что Кирилл постоянно объезжает храмы своей титульной епархии (как епископ г. Москвы), и, как, кстати, и в других своих поездках по России, после богослужения вручает ордена, медали и грамоты бесконечным вереницам спонсоров.

Естественно, что у Чаплина возникло подозрение, что Церковь слишком зацикливается на этих чиновниках и крутых бизнесменах, у Кураева, что церковные финансы неподотчетны никому, а диктат епископов и аморальный облик многих противоречат изначальной природе Церкви и христианской вере.

Что касается патриарха, то он создает церковную систему, которая сможет быть главным аргументом в возможном споре Церкви и государства в будущем. В 2015 году в России образовано 6 новых епархий (всего в РПЦ - 292 епархии), патриарх рукоположил 22 епископов (в РПЦ в целом с УПЦ МП 352 архиерея). На 21.12.2015 в списке Минюста РФ 17108 православных объединений (это 8 % всех НКО в России и 60 % всех религиозных объединений). Еще в 2009 году при восшествии на патриарший престол Кирилл сказал: «Нет и не может быть в жизни патриарха ничего личного, частного. Он сам и вся его жизнь без остатка принадлежат Богу и Церкви». И с тех пор, патриарх выстраивает систему церковной жизни и центрального управления вокруг себя, особенно не доверяя никому. И не замечая, что такая концентрация власти часто противоречит образу сильной Церкви с социально активными приходами и епархиями, какой и хочет видеть Церковь сам патриарх Кирилл.

Роман Лункин.

Смотрите также:

Ни Чаплина, ни Чапнина. Молчаливая Церковь между либерализмом и «православным сталинизмом»






также в рубрике ] мы: